07.06.2023

Зимняя Ала-Арча. Попытка восхождения мечты

10 минут на чтение

VK TG

Делимся с вами вдохновляющей историей, красотами Тянь-Шаньских гор и уроками из жизни настоящего альпиниста

Артём Тимохин – сотрудник АльпИндустрии на Пролетарской, а также скалолаз, ледолаз и альпинист. Неоднократный финалист этапов Кубка России и Чемпионата Москвы по ледолазанию. В феврале 2023 года Артём с друзьями отправился на три недели в Киргизию, чтобы совершить попытку зимнего восхождения на одну из самых сложных стен горного района Ала-Арча. О своём путешествии, эмоциях, трудностях и опасностях, встретившихся на пути к мечте, Артём рассказал нам, а мы попросили его дополнить рассказ фотографиями. Теперь делимся с вами вдохновляющей историей, красотами Тянь-Шаньских гор и уроками из жизни настоящего альпиниста.

Передаём слово Артёму:)

Отправились мы втроём: Я, Ратмир Мухаметзянов – восьмикратный чемпион России по альпинизму и обладатель премии «Золотой ледоруб» и Таня Метёлкина – тренер по скалолазанию, альпинист и просто чертовски выносливая железная леди.

Ала-Арча – это национальный парк, через который проходит Тянь-Шаньсикй горный хребет. Когда я узнал о существовании этого маршрута, мысль о восхождении по нему плотно засела в моей голове. Два года я планировал и активно тренировался, чтобы наконец-то отправиться в Киргизию.

Планы были серьёзные. Выбранный маршрут по праву считается самым сложным на северной стене пика Свободной Кореи (4777 м). В феврале температура часто опускается до - 40°C. Но нам повезло, было тепло – в среднем всего -25°C. К тому же, прохождение маршрута предполагает много работы с железом и прохождение протяжённых участков с использованием искусственных точек опоры (ИТО). Местами предполагалось передвижение по «живому» рельефу (прим. автора: «живой» рельеф – состоящий из отдельных камней, не являющийся монолитом). Дополнительная сложность маршрута – протяженные участки по нависающим плоскостям.

Снаряжение на всю экспедицию весило около 120 кг, и поэтому доплатить за багаж в самолёте из Москвы нам пришлось порядка 50% стоимости билетов.

Только мы стартанули, как всё пошло не так. На второй день по некоторому стечению обстоятельств я сильно стёр ноги и выхватил проблем с акклимухой. О том, что такое акклиматизация и как правильно адаптироваться к горам мы писали в статье .

На тот момент мы поднялись до отметки 3300 метров до альплагеря Рацека. Однако, мне пришлось спускаться вниз, переночевать в отеле и заново подняться обратно через день. Из-за боли в стёртых ногах, обратно я поднимался очень долго, добрался уже затемно. Мне требовалось время на восстановление. Пока я преспокойненько чиллил на хижине Рацека (3300 м.), ребята нарабатывали «разлаз», ходили тройки и четверки. Подключится к ним мне удалось только на маршруте «Сопля» (4б к.с.) на горе Байчекекей через 1,5 недели, когда пробоины на ногах уже начали гноиться и я понял, что ждать живительного чуда бесполезно. Пора действовать ;)

Я переживал, что ребята активно подготавливались к маршруту, пока я лечил ноги. Теперь, наконец-то, и я дорвался до лазания! На радостях почти весь маршрут я залидировал, кроме первых двух веревок, которые бахнула Танюха. Для разлаза мне этого хватило, и я больше не парился на этот счет.

Казалось, что всё наладилось, я даже свыкся с болью в ногах, которые упорно отказывались заживать на высоте. Но не тут-то было. Череда неудач продолжилась. На спуске с очередного маршрута наш товарищ поскользнулся и свернул себе колено. Вниз его спускали до глубокой ночи всем лагерем (около 20 человек). По приезде в Москву, выяснилось, что у него сломано колено в двух местах и оторваны связки.

На следующий день наша группа поднялась на Коронскую хижину (3800 м) за нашими целевыми проектами: Таня и Ратмир хотели сходить маршрут Лоу (5а к.с.) на пик Свободной Кореи, а я на долгожданную линию Семилеткина (6а к.с.).

На Лоу я решил не идти, чтобы поберечь стёртые ноги перед своим маршрутом. Если бы эта ситуация была партией в шахматах, то я приготовился отдать пешку за «королеву».

На тот момент, несмотря на ежедневную обработку и промывания, раны уже капитально гноились. В подобной ситуации я никому не рекомендую задерживаться на высоте. Нужно спускаться вниз и лечиться. У меня всё было под контролем, поэтому я не спускался.

Пока Таня с Ратмиром лезли Лоу, я не терял времени зря. За два дня до старта, чтобы облегчить первый день восхождения, я сходил и отнес баул с железом под наш маршрут, попутно протропив снег.

Ребята успешно сходили по Лоу. И следующий день мы посвятили отдыху, финальному стратегическому разбору предстоящего восхождения и перетряхиванию железа и бивака, которые также предстояло отнести к началу маршрута.

Итак, наступает день X. Подъём в 4 утра. Завтрак, заклейка ног, рюкзаки на плечи, рукопожатия с оставшимися в хижине сонными напарниками, фонари в положение «ON» и выход на ледник в тёмную ночную метель.

По дороге с напарником особо не разговариваем. Во-первых, ветер лютейший, в ушах свистит, чтобы что-то услышать надо напрячься, а чтобы что-то сказать – кричать. Во-вторых, мы оба ещё совсем сонные, и лишние телодвижения становятся весьма трудозатратными. По этой причине есть время погрузиться в свои мысли и порыться в них. А мысли были, как ни странно, далеко не о начинающемся восхождении…

За день до описываемых событий другая группа из Москвы, пребывающая вместе с нами на Коронской хижине, вышла на маршрут Егорова в Медвежий угол. Спать мы ложились рано, поэтому не дождались их возвращения в хижину. А, проснувшись утром, обнаружили, что их спальники пусты, и «домой» они не вернулись. С учетом погодных условий, это могло означать даже самый худший расклад.

Подойдя под маршрут (впритык к скале, где дальше предполагалось лезть), мы затащили баул наверх первой верёвки и, комфортабельно расположившись на небольшой кайфовой мульде, развесили железо на системы и разгрузки, перебрали верёвку, и Ратмир уже заправил её в страховочное устройство. Осталось перейти бергшрунд и начать восхождение, которое было моей мечтой.

Перед стартом мы вышли на связь с лагерем Рацека, чтобы сообщить о своем старте и сложившейся ситуации с не вернувшимися в лагерь ребятами. Из-за погодных условий рация сработала только с длинной антенной.

Посоветовавшись с Валерием Викторовичем Балезиным (ответственный по безопасности на Рацека), мы приняли единственное верное решение – сворачивать нашу лавочку и отправляться на поиски потерявшейся команды. Это было необходимо, так как наша связка была ближе всех. А людей в целом там крайне мало, и на много километров вокруг одни горные козлы.

Решение это далось нам не просто. Но решать нужно было здесь и сейчас, и выбор был очевиден. Горы стояли и будут стоять. А жизни троих парней, возможно, зависели от наших действий. Мы отправились в Медвежий угол искать их.

Подойдя в предполагаемый район поисков, мы столкнулись с довольно плотным ветром и стремительно ухудшающимися погодными условиями. Надежды на то, что ребята живы, оставалось всё меньше. Чуть позже, примерно через 1,5 часа, в стороне от маршрута мы обнаружили перчатку одного из парней, что ещё больше подкрепило наши опасения.

После 4 часов безуспешных поисков под шквальным ветром мы получаем сообщение от Тани, дежурившей в хижине: «Группа вернулась и все живы».

Как позже нам удалось выяснить, у потерявшейся группы ничего критичного не произошло. Фактическая скорость движения группы по маршруту оказалась значительно меньше предполагаемой. Поэтому, когда ребята поняли, что не успевают спуститься, они нашли себе убежище и остались в нем на холодную ночёвку. На утро группа долезла маршрут, спустилась с обратной стороны горы и благополучно добралась до хижины. А на связь не выходили по причине того, что их рация не добивала даже до нас.

В итоге мы потратили слишком много времени на подъемы, спуски и поиски, поэтому на то, чтобы повторить попытку у нас его уже не осталось. И как бы обидно от этого не было – это повод вернуться сюда в те же самые даты через год, повторить попытку и оставить свой след на заветной стене.

Подытоживая, могу лишь в очередной раз напомнить всем восходителям и без того очевидную вещь: какой бы великой ни была ваша цель, сколько бы ресурсов вы не вложили в подготовку – никогда нельзя забывать о том, что самое главное в альпинизме – это жизнь человека.

Берегите себя и своих коллег! Всем безопасных гор!

Отдельно хочу поблагодарить магазин «АльпИндустрия» на Пролетарской, самые вкусные сублиматы «Снедки» и компанию «C.A.M.P.» за поддержку и возможность совершить эту попытку восхождения.

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

vk yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
vk yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?


Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Сохранено в вишлист

Запись удалена

Вы авторизованы