АльпИндустрия - интернет-магазин туристического снаряжения
Ваш город:
Санкт-Петербург
Ваш город:
Санкт-Петербург
0
0р.

Полезные советы для тех, кто отправляется на большие стены

09 сентября   |   Парфёнов Александр, МС по альпинизму, пятикратный чемпион России
Советы и инструкции

Я решился взяться за эту тему по личным причинам. Потому что много ошибок сделано, потому что много набито шишек. Многих ошибок удалось бы избежать, если бы в своё время кто-то сказал: «Делай так, так и так».

Сейчас не во всех регионах есть достаточно сильные спортсмены, которые могут (по возрасту и наличию свободного времени) и хотят (в силу своего характера) передавать свои знания. Поэтому в большинстве случаев приходится развиваться «из себя», а это медленнее и чревато ошибками.

Я попытаюсь здесь, в этой статье, поделиться всеми теми хитростями, которым я научился на восхождениях на Bigwall объекты. Итак, за дело!

 

1. Одним из краеугольных камней восхождения на большие стены является большой объём груза и перемещение его в пространстве. Были случаи, когда трём девушкам приходилось перемещать по стене 160 кг груза! Для этого были разработаны различные тактики и устройства, облегчающие жизнь. Давайте разберемся в них. 

Перемещение груза, закреплённого на системе (на фото транспортировка платформы по стене Аксу).

 Не очень комфортно, особенно при большом весе баула.

 

Первый способ – первый номер вылазит, делает станцию и с помощью веревки (как правило статической), комбинации жумара с педалью и блок-ролика или двух жумаров с педалями и блок ролика подтягивает баул.

При этом второй номер сопровождает баул на недлинной привязи (в районе 3 м). Основная задача второго оттягивать баул от стены, если он зацепиться.

«+»

  • Для продвижения баула используется вес человека, это почти как подниматься по лестнице лёгкой трусцой.
  • Второй номер поднимается в любом случае с верхней страховкой.

«-»

  • Если это связка-двойка, то в момент перемещения груза задействованы оба номера, то есть движение по маршруту останавливается.

Второй способ ‒ второй номер вешает груз на те же перила, по которым поднимается сам и через блок-ролик вытягивает за конец веревки груз. Система образует полиспаст 1:2.

«+»

  • Второй номер может двигаться по одновременной схеме, не дожидаясь второго. Это главный плюс и для меня решающий.

«-»

  • Второй номер или тот, кто занимается вытягиванием баула, работает мышцами спины и плечевого пояса, что более утомительно, нежели выжимать груз весом.
  • У второго номера нет безусловной верхней страховки в данном варианте.

 

Баул в транспортировочном положении, виден microtraction, вертлюг и регулируемая самостраховка баула.

Есть вариант этого способа, когда второй закрепляет на своём жумаре карабин или блок-ролик и через него вытягивает груз с помощью педали или двух педалей, при этом груз подвешен всё так же, на полиспасте 2:1. Но, как правило, к этому прибегать не приходится и данная система сложна.

* Вытягивая груз через карабин, а не блок-ролик, нужно всегда учитывать, что потеря в карабине где-то 35%, а это значит, что если ваш вес 55 кг, то вы сможете вытянуть груз массой 35 килограмм (max), не используя полиспаст.

.

2. Использование клифы или регулируемого устройства для позиционирования существенно упрощает прохождение на ИТО карнизов, особенно в безопорном пространстве: вы можете легко подтянуть себя к следующей точке и, главное, легко разгрузить предыдущую. Без регулируемого уса переход с точки на точку может превратиться в изнурительную борьбу с раскачиванием на не слишком надёжных точках.

На станции. Два вида устройств для позиционирования: Petzl Adjust и Kong Slide.

 

Прохождение нависающего рельефа с помощью регулируемого крюкопуза. Сварог-2021.

.

3. Используйте «заряженные» якорные крючья. То есть якорный крюк сразу, из дома, оснащается рапидом (например CAMP), петелькой или оттяжкой нужной длинны (я бы посоветовал 25 ‒ 30 см) и карабином с фиксатором карабина. Это поможет избежать заклинивания оттяжечного карабина во внутренних углах, его порчу при выбивании.

* при вщёлкивании лесенки в рапид точки, необходимо сдвигать стропу оттяжки, дабы исключить повреждение оттяжки от сдавливания двумя карабинами.

Станция, собранная на «заряженных» якорях

 

4. Если на маршруте планируется (или может случиться) длительное висение 2,3,4 номеров в системе, выбирайте удобную, комфортную обвязку или берите с собой дополнительные лесенки, чтобы можно было стоять на ногах, а не сидеть в обвязке. Моя любимая обвязка для таких условий Edelrid Orion.

Ожидание в крюконогах.

Также можно использовать промальперские сидушки или попросту сидеть или стоять на бауле. У баулов «Krukonogi» на дне даже есть специальные точки (перекрестие строп) для подвешивания в горизонтальном положении. Иногда это может спасти от серьёзных обморожений.

Самодельная сидушка при транспортировке.

 

5. На зимнем восхождении, стремительно охлаждающий себя баллон, можно греть от второй горелки. Она же может служить запасной, на случай поломки основной. Как вариант, можно купить систему со шлангом, например, WindBurner Duo, или «заколхозить» радиатор, передающий тепло непосредственно от нагретой горелки к баллону.

Система для приготовления пищи со шлангом. Позволяет греть баллон.

Я иногда грею баллон руками, периодически согревая ладони от выхлопных отверстий горелки.

 

6. Лёд топится значительно быстрее снега, поэтому если есть возможность, в рамках дня, наколоть лёд для готовки на ночёвке, сделайте это!

 

7. Закачивание многочисленных маятников, особенно с баулом ‒ серьёзная проблема на маршруте, в первую очередь психологическая. Не каждый готов пуститься в «полёт», метров, эдак, на 10 ‒ 15, да ещё имея под собой «чушку» баула.

Перед маятником в пустоту. Все последующие рекомендации не выполнены.

 

В первую очередь необходимо обезопасить себя:

  1. Скинуть веревку с острых рёбер и расщелин.
  2. Использовать для верхней страховки вторую веревку. Страховочную веревку можно выбирать с помощью Reverso в автоблоке, Gri-Gri. Это надёжнее, чем выбирать веревку с помощью страховочного устройства типа «тиблок», кулачкового типа, которое снимет оплётку уже при 400 кг, ‒помните, вы с баулом весите уже больше 100 кг!

 

Теперь с психологией.

  1. Чтобы амплитуда маятника была меньше, нужно стараться делать как можно большую длину подвеса. Не делайте перила длинной 15 метров, там, где нужно качать маятник с отклонением 10 м. Спрямляйте перила. Или наоборот, делайте дополнительные точки, чтобы избежать расположения веревки на остром угле.
  2. Последний может оставить точку, например, расходный якорь с петелькой или швеллер и выдать себя с этой точки расходным репшнуром или концом своих же перил (повод не изрезать весь расходник на «кордалеты»))

Выдавать себя можно через корзинку, узел УИАА или любое другое устройство, предназначенное для спуска.

 

8. Внимательнее изучайте описание маршрута, если маршрут уже кем-то пройден. Общайтесь с предыдущими командами, побывавшими на нём. Так вы можете почерпнуть множество полезной для себя информации, например:

1) необходимое снаряжение на маршруте

2) места и состояние ночёвок, полки, шлямбура для установки платформы

3) наличие снега и льда для готовок на маршруте

4) периоды повышенной камнепадоопасности маршрута. Например, на Блока, на северной стене, как только солнце освещает северный гребень ‒ это приблизительно 15.30 ‒ 16.00 (для августа) ‒ начинают сходить товарняки камней.

5) варианты прохождения участков, упрощающие жизнь, либо наоборот, которые следует избегать.

6) варианты спуска. Время спуска.

7) темп предыдущих команд, чтобы рассчитывать темп движения вашей команды, с целью попадания в ночёвки.

 

9. Если на вашу станцию может прийтись рывок вверх и на станции нет точек, которые могут работать как вверх, так и вниз (ледорубы, шлямбура, лепестковые крючья в горизонтальных трещинах, обязательно позаботьтесь о контрнаправленной точке.

Это одна из причин, почему мне больше нравится красноярская одновременная техника. Потому что, во-первых, между страхующим и страхуемым большое расстояние и меньшая вероятность, что при срыве лидера страхующего может подбросить выше станции (такое возможно в самом начале движения, или после встречи лидера и страхующего на станции).

 

10. Статистически, горизонтальные трещины встречаются так же часто, как и вертикальные. Поэтому я бы не ограничивал набор крючьев только лишь якорями, ведь по проведённым недавно испытаниям, якоря склонны к поломке, если забиты более чем под 30 градусов к вертикали (направление нагрузки от срыва лидера тоже считаем вертикально вниз). В моём комплекте, в разные годы, были лепестковые крючья, кованные крючья Lost Arrow, а также тонкие титановые швеллера. Крупные короба, как правило, можно заменить френдами и камалотами.

В 2019 году, на Памире, при попытке прохождения Северо-восточной стены Энгельса, мы столкнулись со структурой скал-гнейсов, представляющих собой «слоённый пирог» с обилием горизонтальных трещин.

 

11. Иногда, в качестве рельефного скайхука можно поставить фифу, точнее, я теперь всегда так делаю, когда с собой нет black diamond cliffhanger или его отечественных аналогов от школы ИТО.

Фифу ещё можно подбить, до образования лунки на полочке и этого как правило достаточно, чтобы она не соскользнула.

Если вы обнаружили на маршруте болт без уха и хотите использовать его как промежуточную точку или хуже того, чтобы собрать станцию, ‒ накиньте на болт тросик, закладки крупного номера и сдвиньте алюминиевую головку закладки, поджав болт.

Пример использования закладок на точках станции или «Я его слепила из того что было».

Так же можно надеть на болт оттяжку без карабина и поджать гайкой. Аналогично можно поступать и на дюльферах, помня о том, что веревка при сбрасывании, скорее всего, не пройдет через тросовую петлю на закладке.

 

12.Внимательно изучайте описания на предмет оборудования маршрута шлямбурами. Шлямбур ‒ это общее собирательное название стационарных или съёмных точек страховки, устанавливаемых в искусственное отверстие. Но на деле это могут быть совершенно разные устройства:

  • Непосредственно шлямбур, точнее втулка, устанавливаемая с помощью шлямбура-пробойника. Сразу оснащена несъёмным ухом, поэтому не требует дополнительного железа, кроме оттяжки.

          * Использовались давно и все кустарного производства, так что я бы сильно им не доверял, особенно на станциях.

  • Spit или «втулка Petzl», иногда ошибочно называются съёмными шлямбурами. Это втулка с распорным клином диаметром 12 мм, которая навсегда остаётся в скале. Ухо же, с болтом съёмные, некоторые команды забирают их с собой. Поэтому берите на всякий случай с собой ухо с болтиком 8 мм фирмы Petzl.
  • Шпилька 8, 10, 12 мм или, правильнее будет назвать, болт анкерный, ‒самая популярная на данный момент стационарная точка страховки. В скале остаётся шпилька, для полного комплекта требующая ухо Petzl или Vento и, возможно, ещё и гайку.

Сумка со шлямбурным оборудованием. На фото два дырочных скайхука BD Talon, рельефный скайхук «Школа ИТО», трубка для продувки отверстий, ручка-пробойник Petzl, съёмный шлямбур фирмы Krukonogi, уши Petzl, одно доработанное, одно нет, а также петля, предназначенная для размещения пробойника на обвязке, своеобразная кобура.
 

На маршруте Воронова 6Б на пик Одессы мне попадались шпильки 8 мм, без ушей и гаек.

Весьма надёжны, выдерживают серьёзные нагрузки на срез и на вырывание из скалы (порядка 10 kN для 8 мм болтов фирмы Fisher). Как правило, изготавливаются из нержавеющей стали, поэтому весьма долговечны.

  • Непосредственно съёмный шлямбур D8, D10 мм ‒ детище уральцев, сейчас производятся фирмами Уралальп и Krukonogi.com. После использования командой демонтируется устройство целиком. Во время соцопроса на своей стене ВКонтакте на предмет надёжности, общее мнение было такое что «не подводили, но мы не срывались». Так что можно им доверять или нет ‒ не поручусь, но крюконоговские 10 мм выглядят монолитно))

 

Применение съёмного шлямбура фирмы Krukonogi на ключе маршрута Тухватуллина на Аксу. Дырка первопроходцев.

 

13. Не используйте камалоты и френды мелких номеров на первых от станции точках. Ведь они держат всего 5-6 кН, а при значительном факторе рывка эти значения легко достижимы. Напомню, что фактор рывка ‒ это отношение глубины срыва к длине участка веревки, который амортизирует этот срыв. Чем больше вы отлезли от станции, тем меньшим будет фактор рывка (если вы ставите точки), и, соответственно, меньшая нагрузка придётся на последнюю точку.

 

14. Используйте удлинительные петли, 40 ‒ 60 см. Я не зря привёл такое сложное определение фактора рывка в предыдущем пункте: именно участок веревки, участвующий в гашении рывка. То есть если каким-то образом часть верёвки, которую вы выдали при страховке, исключается из работы по амортизации, то фактор рывка рассчитывается только для оставшихся участков.

Каким образом можно допустить такую ошибку ‒ очень просто. Если трение в страховочной цепи большое, то ближайшие к страхующему участки могут неэффективно работать по гашению рывка или вовсе быть исключены из работы из-за большого трения в карабинах и о рельеф.

По опыту я ношу с собой 2 ‒ 3 удлинительные петли 60 см, сразу заряженные одним карабином. Альпинисты, чей стиль строится на свободном лазании, больше: 5 ‒ 6 петель по 60 см.

Применение на маршруте удлиняющих петель

 

15. Старайтесь после горизонтальных участков и маятников не ставить точки сразу же, лучше начать движение по вертикали и поставить точку выше. Тем самым вы спрямите перила и уменьшите трение в страховочной цепи. Чем вы рискуете? Глубиной падения. Чем вы рискуете если поступите иначе? ‒высоким фактором рывка, и, как следствие, разрушением части точек страховочной цепи или вовсе обрывом веревки.

Пример не самой удачной страховочной цепочки))

 

16. Перед установкой френдов и камалотов в обледенелые щели или щели со следами эрозии породы на стенках, тщательно зачищайте стенки трещины фифой или клювиком молотка. Не занимайтесь самообманом: френды не держат в обледенелых щелях, а корка может сколоться, тем самым увеличив размер трещины до следующего номера камалота.

 

17. Подгоните комплект лесенки + крюконоги под ваши параметры и предпочтения. На моих крюконогах крючок вместе с охватом икры максимально опущен, а верхние колечки лесенок наоборот, максимально подняты так, что расстояние от верхних колец до карабина, которым я встёгиваю лесенку в точку, не более 10 см. Кроме того, этот карабин ‒ овал и я иногда встаю в него крючками крюконог, чтобы оказаться ещё выше. Нет, я не пытаюсь выиграть с каждого шага лишние 5 см, но иногда полезно быть выше на 5 ‒ 10 см, чтобы дотянуться до следующего нормального места под точку.

 

18. Попробуйте на положительном рельефе жумарить с двумя регулируемыми педалями. Это существенно экономит силы, потому что ноги значительно сильнее чем руки, я не видел ни одного человека, который бы пробежал хотя бы полумарафон на руках))

В общем, не бойтесь пробовать техники, так вы выберете лучшее и оптимальное.

Жумаринг на положительном рельефе с двумя педалями.

 

19. Попробуйте заменить второй жумар (нижний) на Petzl basic. Так вы экономите 80 ‒ 100 г, ничуть не потеряв в удобстве.

* Этот вариант не для того случая, когда вы весь день жумарите в пуховых крагах, но, поверьте, я так работал до -35°С и ничуть не жалею.

 

20. Жумарить в кошках или нет ‒ этот вопрос должен каждый решить для себя сам. Моё мнение: альпинистские ботинки значительно дороже чем кошки, вернее передние зубья кошек, так что я выбираю износ расходников, а не износ рантов. Могу лишь посоветовать брать с собой запасные зубья, чтобы ледовый рельеф не застал вас врасплох.

 

21. Не всем на восхождении обязательно иметь удвоенный комплект жумаров и скальный молоток. Если вы не собираетесь уходить в глухую обработку, то лидеру жумары вовсе не нужны, и даже если вы обработаете одну веревку выше ночёвки для подстраховки платформы ‒ жумары можно спустить по перилам на муфтованном карабине, пуская волну, чтобы устройства не бились о рельеф и не набирали скорости.

 

22. Для быстрой передачи железа от второго номера лидеру используйте петлю. Перебросьте её через плечо на манер ремня фотоаппарата и свешивайте на неё все собранные точки, попутно сортируя их так, чтобы железо было удобно снимать и невозможно было уронить.

Передача снаряжения лидеру по цепочке.

23. Подумайте, так ли нужна вам верхняя разгрузочная система или жилет. Используя для страховки в основном камалоты и якоря, всё железо можно разместить на беседке с четырьмя разгрузочными полками и двумя слотами под каритул. Взамен вы получите большую свободу движения плечевого пояса и меньше будет уставать спина.

 

Итак, мы ознакомились с некоторым количеством «лайфхаков», которые могут упростить жизнь, когда вы отправитесь на восхождение в стиле Bigwall. Это конечно не всё, всего не упомнишь и не опишешь в рамках одной статьи, но я постарался в очередной раз по максимуму передать свой опыт. Надеюсь, это вам поможет. Если остались какие-то вопросы ‒ смело задавайте в личном общении, постараюсь на них ответить, поделиться опытом.

И до встречи в Горах!

 

Александр Парфёнов 
Новосибирский альпинист, МС по альпинизму, пятикратный чемпион России

Читайте также

комментарии к статье
Пока нет комментариев
Оставьте комментарий


* ваша оценка

(.jpg .png .gif), не больше 2Mb


Пожалуйста, дождитесь завершения отправки формы

Мы всегда открыты для обратной связи
Задайте вопрос
Помогите нам стать лучше, поделитесь своим мнением. Есть любые вопросы? Мы оперативно ответим на них.
Напишите нам
Подпишитесь на наши новости
Только полезные новости и не чаще 2 раз в неделю — статьи экспертов, обзоры снаряжения, спецпредложения.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Следите за новостями горного outdoor и событиями АльпИндустрии и обсуждайте их с единомышленниками.
Болеем горами. Надеемся заразить вас!
Сергей Зон-Зам, бессменный лидер, взрослел в горах
Мы не продаем, мы советуем
Сергей Ковалев, МСМК, покоритель Эвереста и сложных вершин по всему миру
Ваша безопасность - наша работа
Иван Аленцев, инструктор по альпинизму